Адмиралтейский район
Адмиралтейский район
00:00 / 1:33
Текстовая версия
Исторический район между Фонтанкой, Московским проспектом, Обводным каналом и Лермонтовским проспектом был прежде известен под военным названием Роты. Дело в том, что еще с XVIII столетия здесь квартировал лейб-гвардии Измайловский полк, элитная воинская часть Российской империи. Сперва солдаты жили в палаточном лагере на лугу за Фонтанкой, по которой 250 лет назад проходила граница Петербурга. Затем построили казармы. Улицы нового жилого района обозначались по номерам рот Измайловского полка, от первой до двенадцатой. Еще была Заротная улица, на которой жили военнослужащие, не входящие в основной штат, — Заротная команда. Сегодня бывшие Роты — это 1–13-я Красноармейские улицы.
Конечно, еще задолго до революции район утратил строгий военный облик. Штат полка «уплотнился» в казармы на Измайловском проспекте, большую часть кварталов отдали под частную застройку. Здесь появились доходные дома, мастерские, храмы… Этот исторический район связан с именами литераторов Державина, Гоголя, Крестовского, Пантелеева, здесь жили художники Добужинский и Тырса. Великие князья и императоры пили молоко от поставщиков, живущих в этом районе, и играли в бильярд на изготовленных здесь столах.
Набережная Фонтанки, 118. Музей-усадьба Державина
00:00 / 1:33
Текстовая версия
Во времена Державина набережная Фонтанки считалась окраиной города. Здесь в 1791 году поэт выкупил небольшой дом и за три года перестроил его в роскошный загородный особняк со службами. В усадьбе проходили заседания возглавляемого Гавриилом Романовичем литературного общества славянофилов. Встречи именовались «Беседы любителей русского слова», на них захаживали Крылов и Гнедич. По свидетельствам современников, дом был устроен по последнему слову техники: например, изысканные блюда готовили в паровой печи, которую спроектировал близкий друг поэта архитектор Львов.
А еще, как и сегодня нередко бывает, Державин не ладил с соседями. Он вел тяжбы с хозяином соседних участков — управляющим Таврического дворца Гарновским. Тот присвоил часть приусадебного сада поэта. В шутливой оде «Ко второму соседу» Державин предрек ему разорение. И действительно, Гарновского уличили в краже картин и он потерял нажитое состояние.
Ну, а ода «К первому соседу» была посвящена купцу Михаилу Голикову, владельцу питейных заведений Петербурга и Москвы, с которым Державин был в приятельских отношениях. Державин даже вложил деньги в его вино-водочное предприятие, однако компания потерпела крах, и поэт остался в больших долгах. В 2003 году в отреставрированной усадьбе открылся музей Державина.
Набережная Фонтанки, 122. Дом Прокофьева
00:00 / 0:33
Текстовая версия
Конечно, композитор не был хозяином или строителем этого здания. Сам дом принадлежал купеческой семье Серебряковых, построившей его почти 200 лет назад, в 1840-х. Но в 1913 году молодой Сергей Прокофьев снял здесь квартиру и каждый день на протяжении четырех лет ходил отсюда на Театральную площадь — на консерваторские занятия по органу, уже закончив курс по классам композиции и фортепиано.
Набережная Фонтанки, 126. Доходный дом Чубаковых
00:00 / 0:51
Текстовая версия
Последний писк архитектурной моды начала ХХ века — роскошный доходный дом в стиле неоклассицизм. Колонны, пилястры, маскароны, статуи в нишах украшают как фасад дома, спроектированного архитектором Долгиновым, так и внутренние помещения. Здесь в 1910-х снимали квартиры Паллада Олимповна Богданова-Бельская, поэтесса и светская львица Серебряного века, частая гостья кабаре «Подвал бродячей собаки», и Николай Тырса, художник-иллюстратор, один из основателей Ленинградской школы книжной графики, последними работами которого стали зарисовки из жизни блокадного города. Сегодня дом может похвастаться отреставрированной парадной со входом с Фонтанки. На каждом этаже сохранились витражи начала ХХ века, редкость для Петербурга.
Троицкий проспект, 6. Здесь делали самые желанные бильярдные столы в России
00:00 / 0:57
Текстовая версия
В этом угловом здании, построенном на излете XIX века в «кирпичном» стиле, располагалась бильярдная фабрика. Ее основатель Арнольд Фрейберг был известным теоретиком и новатором бильярдной игры. Изготовленные на его фабрике столы поставлялись в лучшие заведения Европы и Америки, их и другие принадлежности Фрейберга использовали в бильярдных залах Зимнего, Аничкова, Екатерининского дворцов. Эти подробности мы знаем из прошений Фрейберга о предоставлении ему статуса поставщика Императорского двора. После революции мастерские сменили специализацию: здание занял консервный завод пищевого треста, а затем НИИ механизации рыбной промышленности. А за бильярдные столы Фрейберга ныне ведутся ожесточенные бои на антикварных аукционах.
11-я Красноармейская, 10. «Ободранный» дом
00:00 / 0:48
Текстовая версия
Одно из последних творений архитектора Василия Розинского, построившего в Петербурге больше 70 зданий. Этот доходный дом лишился утонченного фасадного декора в стиле модерн в советское время. Следы былого изящества можно обнаружить в парадной, где сохранилась узорная метлахская плитка, а во дворе еще остались дореволюционные люки ливневой канализации.
Интересно, что до 1907 года на этом месте стоял маленький домик, в котором вырос писатель Всеволод Крестовский. Впоследствии он включил свои детские впечатления в роман «Петербургские трущобы. Книга о сытых и голодных» — одно из самых популярных и обсуждаемых произведений в России второй половины XIX века.
11-я Красноармейская, 11. Дом «Болконский»
00:00 / 1:13
Текстовая версия
Камерный жилой комплекс построен компанией RBI в одном из самых атмосферных районов старого Петербурга, близ Троице-Измайловского собора. Архитекторы вдохновлялись стилистикой петербургских доходных домов начала двадцатого века, когда в имперской столице в моде были модерн и неоклассицизм.
Светло-серая гамма фасадов, ризалиты, эркеры, скатная кровля с люкарнами — все это придает новым зданиям традиционный для исторического Петербурга вид. «Болконский» очень гармонирует с историческим окружением — старой застройкой Десятой и Одиннадцатой Красноармейских улиц. Но за фасадом в духе «серебряного века» скрывается ультрасовременная инженерия, эргономичные решения и собственный уютный двор-сквер.
Холлы «Болконского» украшены картинами в стиле графической архитектурной живописи — монохромных архитектурных эскизов. В качестве сюжетов выбраны здания центральных районов города. Автор работ — Капитолина — художник-график, архитектор, мастер театрального искусства и даже автор нового стиля в искусстве, который она назвала «чижик-пыжик». Ее работы представлены и в Эрмитаже. В две тысячи двадцатом году на премии «Урбан Эвордс» проект был признан лучшим проектом бизнес-класса в Петербурге.
12-я Красноармейская улица, 11. Дом Рахманинова
00:00 / 0:35
Текстовая версия
В этом скромном доходном доме, построенном в 1869 году, жил композитор и пианист Сергей Рахманинов. В то время он учился на младшем отделении Консерватории, но прогуливал занятия, поэтому родители отправили его в московский пансион. Здесь же жила Вера Щекина, дружинница, в блокаду ежедневно совершавшая обходы квартир на Красноармейских улицах и подбиравшая детей, потерявших родителей. Всего Вера спасла 39 сирот.
12-я Красноармейская улица, 26. Дом "Созидатели"
00:00 / 1:10
Текстовая версия
Клубный дом от RBI в Адмиралтейском районе, в одном из самых романтичных мест старого Петербурга — близ Троице-Измайловского собора и Николаевского Инженерного училища.
Историческая застройка двенадцатой Красноармейской — сложная смесь пышного необарокко, строгого неоклассицизма и эстетики северного модерна. Архитектурный ансамбль «Созидателей» выстроен из шести отдельных миниатюрных корпусов. Во всех, кроме одного, — не больше двадцати квартир. Интересно, что в рамках строительства, по чертежам восстанавливаются два лицевых исторических здания по Двенадцатой Красноармейской улице, которые ранее были утрачены.
Торжественное лобби занимает отдельный корпус с огромными витражными окнами и восьмиметровыми потолками и прозрачным световым куполом. Здесь, как и в других объектах RBI появятся произведения искусства.
В доме предусмотрена собственная инфраструктура для жителей — клуб-гостиная для встреч, переговоров и работы. Строительство дома завершится в две тысячи двадцать третьем году, но уже сейчас газета «Деловой Петербург» назвала этот жилой комплекс лучшим проектом бизнес-класса в Петербурге.
Измайловский проспект, 29. Типография Маркса
00:00 / 1:24
Текстовая версия
Хозяин этого роскошного строения Адольф Маркс родился в семье фабриканта башенных часов в городе Штеттин, на территории теперешней Польши. Он не мог найти занятие по душе, пока не переехал в Берлин, чтобы работать в одном из самых престижных книжных магазинов Европы. Постояв за прилавком два года, Маркс хотел было вернуться на родину, но получил приглашение от петербургского книготорговца Битепажа и переехал в Россию. Накопив опыт, в 1870 году Адольф Маркс стал выпускать первый в России еженедельный иллюстрированный журнал «Нива», завоевавший впоследствии невероятную популярность: к концу века число подписчиков составляло 250 тысяч.
Благодаря беспрецедентной дешевизне издания, широкие массы читателей со скромным достатком смогли познакомиться с произведениями Лермонтова, Достоевского, Гоголя, Чехова. В 1894 году Маркс построил собственную типографию на 700 рабочих — то самое здание на Измайловском, 29. Помимо типографии здесь размещалась Екатерининская женская гимназия, где училась младшая сестра Александра Блока. После революции типографию национализировали и переименовали в честь революционерки Евгении Соколовой, в 1910-х работавшей у Маркса переплетчицей. Сейчас это бизнес-центр.
Измайловский проспект, 16. Доходный дом сельскохозяйственного товарищества «Помещик»
00:00 / 1:47
Текстовая версия
Товарищество «Помещик», основанное в Таллине, поставляло в столицу империи молоко из Прибалтики. В начале XX века у фирмы было более 40 магазинов в Петербурге и звание поставщика Императорского двора — своеобразный знак качества той эпохи. В 1911 году «Помещик» заказал молодому архитектору Блувштейну проект доходного дома. Место для строительства было выбрано не случайно — именно сюда по Балтийской железной дороге приезжали «молочные поезда» со свежайшими продуктами. Вчера на ферме — сегодня в продаже!
Уже через год на Измайловском проспекте появилась новая доминанта — шестиэтажное здание в стиле модерн с граненой башней и шпилем, эркерами, маскаронами и скульптурными изображениями сов, лисиц, волков и зайцев. На фасадах угловой части дома можно разглядеть изображение герба с тремя «шествующими смотрящими впрямь львами» — геральдическими леопардами. Это герб Эстляндской губернии Российской империи, откуда были родом основатели «Помещика».
Внутреннее убранство не уступало экстерьеру: витражи и лепнина украшали квартиры и парадные. В доме были установлены лифты и проведены системы водоснабжения и канализации по последнему слову техники. Тут же имелись склады, магазины с широкими витринными окнами, даже свой кинотеатр «Аврора» в дворовом флигеле. После Великой Отечественной войны на первом этаже дома открылся универсам «Стрела», где работали первые в Советском Союзе кассы самообслуживания.
12-я Красноармейская улица, 1. Дом Цолликофера
00:00 / 1:24
Текстовая версия
Один из самых эффектных доходных домов в квартале. Высокое шестиэтажное здание с мансардой построили в 1912–1913 годах гражданские инженеры Георгий Цолликофер и Евгений Эдель. Гражданскими инженерами до революции называли выпускников нынешнего СПбГАСУ, допущенных к строительной практике, но всё же имеющих более низкий статус, чем архитекторы-художники из Академии художеств. Вместе с тем в основном именно гражданские инженеры привносили в архитектуру Петербурга начала ХХ века новейшие технические и художественные веяния. Их коллеги «академисты» считались приверженцами более консервативных подходов.
Дом на углу 12-й Красноармейской и Измайловского проспекта воплощает новейшие тенденции в градостроительстве той эпохи. Высокий настолько, насколько возможно, с момента постройки он оснащен лифтами, электричеством, телефонной связью и прочими привычными нам удобствами. Не было разве что горячей воды, но были дровяные водогреи! Фасады оформлены с намеком на модную в начале ХХ века скандинавскую и финскую архитектуру. До революции домом владел сам автор проекта и строитель Георгий Цолликофер. Уже в советское время и без того монументальную постройку увенчали башенкой — пунктом для дежурств местной ПВО.
Измайловский проспект, 7А. Колонна Славы
00:00 / 0:48
Текстовая версия
Установленный перед военным Троицким собором монумент представлял собой 28-метровую колонну из пяти ярусов неприятельских пушек, захваченных во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов. Сверху колонну венчала статуя богини победы Ники. На постаменте были перечислены основные битвы войны и полки, принимавшие в них участие. В начале 1930-х годов в связи с визитом в Ленинград Кемаля Ататюрка колонну решили разобрать, а орудия переплавить на нужды индустриализации. В 2005 году изготовили копии трофейных пушек, и восстановленный памятник военной славы вернулся на свое историческое место.
Измайловский проспект, 7А. Троицкий собор
00:00 / 0:58
Текстовая версия
Троицкий собор был главным храмом Измайловского полка, квартировавшего на современных Красноармейских улицах. Во время реконструкции столицы после разрушительного наводнения 1824 года (о нем читайте в «Медном всаднике» Пушкина) деревянную полковую церковь, не удовлетворявшую нужд верующих, поскольку молебны в ней проходили только летом, разобрали. На ее месте начали строительство каменного собора по проекту Василия Стасова — знаменитого зодчего, основоположника русского ампира. Кстати, небольшой памятник этому архитектору вы можете обнаружить у одной из стен храма. Собор запоминается своим ярко-голубым куполом с золотыми звездами — необычную раскраску выбрал лично император Николай I, на чьи средства велось строительство. В 1867 году здесь венчался Федор Михайлович Достоевский со своей второй женой Анной Сниткиной.
Измайловский проспект, 7Б. В этом доме писалась «Республика ШКИД»
00:00 / 0:40
Текстовая версия
Долгое время здание принадлежало семье каретного мастера Иохима, у которого в другом доходном доме Гоголь снимал квартиру. По легенде, Николай Васильевич, устав от постоянных напоминаний о плате за проживание, пригрозил, что вставит имя хозяина в комедию, если тот не оставит его в покое. Иохим угрозами пренебрег, и Хлестаков во втором действии «Ревизора» сетует, что «Иохим не дал напрокат кареты». В доме на Измайловском проспекте вырос писатель Григорий Белых, здесь же в возрасте 20 лет он со своим другом по школе для беспризорников Пантелеевым написал отчасти автобиографическую повесть «Республика ШКИД».
Вернуться на главную
Нажмите на активную ссылку для перехода на главную страницу аудиогида, чтобы познакомиться с другими районами Санкт-Петербурга.
Ошибка
Попробуйте заполнить форму позднее